Претензионный порядок урегулирования спора

16 сен 2019

Досудебный порядок урегулирования спора

Прежде чем обращаться в суд, необходимо попытаться истребовать спор в досудебном порядке: направить претензию, провести переговоры, пересчитать выплаты. Способы решения вопроса в досудебном порядке должны быть предварительно  прописаны в договоре или в дополнительном соглашении. Главное, чтобы обе стороны были согласны с условиями.

В противном случае остаётся общий претензионный порядок: направьте претензию, подождите определенное время и в случае отказа или отсутствия реакции, подайте исковое заявление в суд.

Коротко о претензионном порядке урегулирования спора

Претензия - это изложенные на бумаге требования Вашему партнёру по бизнесу. 

Претензионный порядок не соблюден:

  • В гражданском процессе: Исковое заявление будет возвращено заявителю.
  • В арбитражном процессе: Исковое заявление будет оставлено без движения. 

Обычно или в договоре, или в самой претензии оговаривается срок, за который на нее следует ответить. По истечении этого срока контрагент обращается в суд. 

Варианты действий после получения претензии:

  • Признать и выплатить требования
  • Признать и попросить рассрочку
  • Составить протокол разногласий или отзыв, если вы не согласны с заявляемыми требованиями. При этом желательно приложить копии документов, которыми Вы подкрепляете свои доводы.
  • Предложить сесть за стол переговоров и обсудить ситуацию. 

Претензионный порядок в отношении процентов

Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года претензионный порядок предусмотрен в отношении основной суммы. Автоматически считается, что он так же распространяется на проценты.

  • Если Вы подаете иск о возмещении процентов, а не самой суммы - претензионный порядок обязателен.
  • Если в отношении основной суммы уже есть решение суда, и претензионный порядок при этом был соблюден, подавать претензию при подаче иска относительно процентов не надо. При подаче искового заявления в суд приложите основное решение как подтверждение того, что претензионный порядок был соблюден при оспаривании основного долга.

Случаи из судебной практики, касающиеся  претензионного порядка урегулирования споров

  • Исковое заявление было возвращено заявителю арбитражным судом в связи с тем, что последним не был соблюден претензионный порядок.

Истец просит признать недействительными не подписанные ответчиком наряды-заказы и товарно-транспортные накладные, а также взыскать с ответчика задолженность по договорам и неустойку.

Арбитражный суд вернул заявителю иск, указав на то, что претензионный порядок соблюден не был. Истец, в свою очередь, подал апелляционную жалобу, в которой указал, что им был соблюдён иной порядок урегулирования спора.

Истец указал, что им:

  • Направлялись документы в адрес ответчика для подписания,
  • Проводилась проверка в отношении ответчика.

Апелляционная инстанция не поддержала жалобу и оставила решение арбитражного суда без изменений. В качестве доводов было указано, что согласно п.8 ч.2 с. 125 АПК РФ действительно допускается иной досудебный порядок урегулирования спора. Однако этот иной порядок как и претензионный должен пройти обязательные последовательные фазы с соблюдением установленых законодателем сроков. Кроме того, этот иной порядок должен быть прописан в договорах, что сторонами не было сделано при их заключении.

Важно

Если у Вас в договоре с контрагентом не прописан иной порядок досудебного урегулирования спора, то на Вас распространяется положение о претензионном порядке, если такой порядок обязателен по закону.

Направьте претензию до подачи искового заявления.

Подтверждением своевременного направления претензии может быть:

  • Квитанция о почтовом отправлении,
  • Распечатка об отправлении претензии путём электронного сообщения, если в договоре предусмотрен такой порядок направления претензии,
  • Расписка о получении претензии, если Вы направляете её нарочным. 
  • Суд не поддержал ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с нарушением претензионного порядка

Ответчик возражает на рассмотрении иска в связи с тем, что не был соблюден претензионный порядок рассмотрения спора о взыскании задолженности по договору, процентов за пользование чужими деньгами и убытков.

Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела срок для своевременной отправки претензии и её рассмотрения истек. В связи с чем суд принял заявление к рассмотрению.

Истцом было приобретено некоторое оборудование, которое практически в первый же день эксплуатации перестало работать. В связи с чем истец обратился в сервисный центр продавца. В сервисном центре выдали заключение об отсутствии заводского брака. Истец не согласился с такими выводами и обратился в Экспертный центр, где установили, что оборудование является нерабочим в связи с нарушением целостности комплектующих изделий, что является скрытым производственным браком, вызванным нарушением технологического процесса.

Истец указал, что он направлял претензию в связи с тем, что оборудование не работает, в которой просил провести ремонт оборудования.

После проведения исследования Экспертным центром стало ясно, что данное оборудование не возможно использовать, истец обратился напрямую к продавцу с требованием принять данное оборудование. Данное обращение не было оформлено надлежащим образом. Тем не менее суд приходит к выводу о приемлемости данного иска к рассмотрению.

Исковые требования истца были удовлетворены частично. 

Досудебное урегулирование спора – альтернатива судебного процесса, которая позволяет мирно разрешить конфликт. Данная процедура требует грамотной юридической поддержки, которая позволит прийти к взаимовыгодному решению.

В противном случае конфликт может привести к судебным разбирательствам, отсчроке платежа. Такие риски чреваты финансовыми убытками, ущербом репутации компании и растягиванию по времени судебного процесса. 

Обратитесь к юристам ЭНСО для досудебного урегулирования спора:

  • Детально проанализируем конфликт
  • Подготовим необходимые документы
  • Оценим риски и потери для обеих сторон
  • Подготовим решения досудебного спора
  • Организуем процесс
  • Проведем переговоры и найдем компромиссное решение, которое устраивало бы все участников договора

Клиенты выбирают ЭНСО:

  • 15 лет на рынке – решаем нестандартные задачи клиента
  • Более 1000 успешных проектов – оперативно и эффективно находим решение
  • Соответствуем высоким стандартам юридических и бухгалтерских услуг–ответственно подойдем к Вашей задаче, разработаем и осуществим оптимальный план действий на основе действующего законодательства и нашего опыта.

Ответим на вопросы

Звоните +7 (343) 384-87-33

Пишите на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Или оставьте заявку на обратный звонок

 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены