Защита прав потребителей: возвращаем технически сложный товар

24 окт 2020

Защита прав потребителя в российском судопроизводстве, наверно, одна из самых популярных. Но тем не менее регулярно появляются ситуации, которые заставляют спорить, сомневаться, пересматривать уже озвученные решения.

Потребителей защищает закон от 07.02.1992 № 2300-1, который так и называется: «О защите прав потребителей». 

Сейчас, в период принятия мер по борьбе с короновирусной инфекцией в трудной ситуации оказались именно те, кто оказывал услуги: проводил праздничные мероприятия, работал в туристическом секторе, организовывал спектакли и концерты и т.д. То есть это туристический, ресторанно-банкетный, культурно-массовый, спортивный сектора. Мероприятия отменялись, люди шли с требованиями о возврате денежных средств.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека (Роспотребнадзор) и та обратилась к гражданам попытаться преодолеть кризис доверия и помочь в этих непростых условиях малому и среднему предпринимательству. В частности, в своем обращении, размещённом на официальном сайте, от 27 апреля 2020 года Роспотребнадзор сказал: «Безусловно, российские потребители могут помочь отечественному бизнесу, если будут добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке, стараясь достичь консенсуса на основе взаимного учета интересов друг друга

С начала введения мер по борьбе с COVID-19 прошло полгода. Не так давно Верховный Суд РФ обобщил практику в сфере защиты прав потребителей. А раз речь идёт о судебной защите, то, следовательно, без помощи юристов Вам не обойтись.

             Правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи.

 Возврат технически сложного товара (ТСТ) предусмотрен в пункте 1 статьи 18 Закона. В диспозиции статьи сказано о возможности возврата товара ТСТ в течение пятнадцати дней с момента передачи его покупателю, если в нем были обнаружены существенные недостатки. Законом так же предусмотрена возможность возврата товара за пределами этого срока, если:

- обнаружены существенные недостатки;

- если нарушены сроки для устранения недостатков;

- если не представляется возможным использовать товар более одного месяца по совокупности сроков в течение каждого гарантийного года.

Казалось бы, законодатель предусмотрел все. Какой же момент вызвал затруднение при вынесении решения?

В ходе судебного заседания не было установлено, является ли производственный недостаток существенным. То есть, одного факта, что аппарат самопроизвольно отключался, недостаточно для предъявления требований о возврате товара сверх срока и возврате денежных средств.

К существенным недостаткам товара, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» относятся такие недостатки, которые:

- нельзя устранить путем проведения ремонтных работ;

- для устранения требуются расходы, значительно превышающие стоимости самого товара;

- для устранения требуется времени более, чем 45 дней, если такой срок был оговорен соглашением с потребителем, или иной превышающий срок, обычно требуемый для ремонта аналогичного товара;

- множественность недостатков, либо недостаток, который выявлен более одного раза, которые не позволяют использовать товар в соответствии с заявленной технической документацией;

- недостатки, которые снова появляются после ремонта.

Перечень ТСТ утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 и содержит 14 пунктов, начиная от самолётов и автомобилей и заканчивая часами с двумя и более функциями и электрофицированными инструментами. Перечень является исчерпывающим.

 Рассмотрим один из случаев в судебной практике по возврату ТСТ.

 Истец обратилась в суд с иском к продавцу сотовых телефонов о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков, взыскании морального вреда, неустойки, штрафа.

Согласно указанному перечню, сотовые телефоны занимают 6-ую позицию как оборудование … беспроводной связи для бытового использования… имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями. 

Истец приобрела у ответчика сотовый телефон. В момент покупки проверка аппарата произведена не была. По приходу домой, истец попыталась включить телефон, а также зарядить через аккумулятор, который прилагался к товару. Однако телефон не включался и на зарядку не реагировал. Вернувшись в офис продавца, истец потребовала обменять товар на аналогичный, но надлежащего качества. Продавец предложил сдать телефон на ремонт. Истец является индивидуальным предпринимателем, и телефон ей необходим был немедленно, в результате чего она отказалась от предложенного ремонта и оставила претензию.

Претензия потребителя осталась без ответа, что и послужило её обращением в суд. В судебном заседании ответчик признал исковые требования и попросил уменьшить неустойку и штраф. В качестве аргументов ответчик указал, что истец не передал аппарат на проверку в досудебном порядке. Данный факт принят судом во внимание при вынесении решения. Проверка качества была проведена в ходе судебного разбирательства. В ходе проверки было установлено, что заявленные истцом претензии отвечают действительности.

Суд приходит к выводу о том, что потребителем сроки для возврата и замена ТСТ ненадлежащего качества соблюдены. Согласно экспертному заключению, товар имеет существенные недостатки, а именно товар неработоспособный.

На основании вышеизложенного исковые требования удовлетворены частично.

Ещё один момент, с которыми, к сожалению, сталкиваются наши доверчивые сограждане, приобретая различного рода приборы: массажные, тренажеры, пылесосы, которые им буквально насаждают различные профессиональные продавцы. Хочется в очередной раз подчеркнуть: прежде чем покупать дорогостоящий аппарат, убедитесь, что он действительно Вам необходим. Возьмите время на обдумывание, ибо ТСТ, на которые установлены гарантийные сроки, возврату и обмену не подлежат, если они являются пригодными. 

Так гражданка Р* была на презентации электромассажера по цене более 100 тысяч рублей. Презентация длилась более 2х часов. Понятно, что во время таких презентаций покупателей обрабатывают так, что многие готовы купить все, что им предложат.

Совет первый:

- когда идете на такую презентацию, оставьте дома паспорт; и

- дите не один, возьмите человека, который менее всего подвержен влиянию рекламной компании.

И помните, что во время таких презентаций всегда (!) действуют скидки. Именно за счет умело поставленного сценария продавцы умудряются продать дорогостоящее оборудование.

И так, поддавшись сиюминутному порыву женщина купила дорогой аппарат. О том, что она хочет расторгнуть договор купли-продажи, она сообщила в компанию на следующий день, но ей в этом отказали, сославшись на то, что товар относится к технически сложным и возврату не подлежит.

 Совет второй: если Вы все-таки решили приобрести дорогую вещь, поинтересуйтесь, а сможете ли Вы её вернуть только потому что она не подошла Вам по внешнему виду, цвету, запаху и т.д. И в каком пункте договора купли-продажи это зафиксировано. Если такого пункта в договоре нет, а появиться он может лишь с доброго волеизъявления продавца, то не торопитесь покупать. Поверьте, завтра этот товар будет в наличие и по той же цене, а может ещё дешевле.

Совет третий: перед тем, как совершить покупку, поищите в интернете (Вы же наверняка при себе имеете сотовый телефон с выходом в интернет) стоимость аналогичного товара, а также отзывы о нем.

Итак, истец, получив устный отказ, направила в адрес продавца письменную претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ей уплаченные по договору деньги. Разумеется, ответчик ничего возвращать не собирался.

Отказ ответчика и послужил обращением истца в суд.

Как бы это не было прискорбно, но суд отказал в удовлетворении исковых требований.

Во-первых, подпись истца на договоре купли-продажи судом расценено как выраженное согласие покупателя с условиями купли-продажи, а также что вся информация о товаре ему была донесена в полном объеме. Кроме того, между покупателем и продавцом был подписан акт приема-передачи товара, где покупатель собственноручно подписался под пунктом, что не имеет претензий к продавцу по качеству товара.

Во-вторых, согласно пункту 11 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55  "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" ТСТ, на которые установлены гарантийные сроки возврату не подлежат, если они в рабочем состоянии.

 Как мы видим из приведенных примеров, если Вы приобретаете технически сложные товары, подойдите к этому со всей ответственностью. Произвести обмен или возврат качественного товара, если он Вам не понравился, не получится. При возврате некачественного товара обязательно уточняйте у продавца, что Вы его сдаете на диагностику. Отказ от сдачи товара может быть расценен негативно, и при вынесении судебного решения сумма, подлежащая удовлетворению, будет снижена.

 

 

 

Вы можете поделиться материалом в социальных сетях.

Задать вопрос

Эти статьи могут вам понравиться

2003 - 2024 © Все права защищены